Концепция

Научно-педагогическая концепция проекта «Шляхецкая спадчына Беларуси».

На протяжении многих десятилетий сами понятия «шляхта» и «шляхетская культура» Беларуси в самых разных ее проявлениях воспринимались научной и общественной мыслью, как понятия априори чуждые, «не наши», несущие в себе явную идеологическую ущербность. В рамках бытовавшей в то время идеологической и общекультурной парадигмы подобный подход являлся вполне логичным и предопределенным. Само мышление эпохи, охватывающей более чем три последние четверти XX столетия, в нашей стране строилось по принципам крайней полярности, четко выраженного разделения на «своих» и «чужих», на однозначно «дружественных» и вне сомнения «враждебных», на «достойное всяческой похвалы» и годное лишь для «всеобщего порицания». Подобный подход хотя и приносил некоторые вполне позитивные плоды, однако в целом приводил к ситуации, когда многие явления, глубоко укорененные в истории нашей земли либо органически вытекающие из объективных процессов развития, но не подпадающие под однозначные «черно-белые» определения, выпадали из числа одобренных и принятых к официальному изучению и популяризации тем. Психологическая, ментальная картина мира, формировавшаяся в таких условиях, оказывалась достаточно простой, по-детски незамысловатой, с очень явными, порой упрощенными до примитивности жизненными ориентирами. Таким сложным, глубинно комплексным и неоднозначным понятиям, как шляхетская культура предков, просто не оставалось места в системе приоритетных направлений познания и в повседневном сознании людей.

Описанная ситуация вкупе с мощной политизацией мышления на протяжении всей советской эпохи привели сначала к формированию личностно негативного отношения теперешних старших поколений к любым «шляхетским пережиткам», несущим в себе черты «феодального мышления», «эксплуататорских замашек» и т.п. Постепенно негативное отношение выросло в вытеснение шляхетской темы в целом из поля внимания человека, что в итоге привело к ситуации, наблюдаемой сегодня среди представителей младшего, подрастающего поколения, когда очень важные некогда, глубоко историчные понятия шляхты, шляхетского достоинства, шляхетской культуры предков не просто не привлекают внимания детей, а являются для них абсолютно неизвестными, как минимум до момента изучения соответствующих тем в составе школьных общеобразовательных программ. Как показывает практика, образованность современной белорусской молодежи в данном разрезе является абсолютно неудовлетворительной. Например, подавляющее большинство детей попросту абсолютно ничего не знают как о самом факте существования национальной аристократии в Беларуси прошедших исторических эпох, так и о таких национальных культурных явлениях и массовых реалиях прошлого нашей земли, как традиционный шляхетский костюм, воинская культура, конная (кавалерийская) культура и практика, музыкальная, танцевальная, бытовая, кулинарная культура наших шляхетских предков.

Подобная ситуация в целом является абсолютно неприемлемой. Несмотря на то, что само явление шляхетства на нашей земле является комплексным, многослойным, а значит не подлежащим ни однозначно позитивной, ни однозначно негативной оценке, оно несет в себе уникальный набор традиций, национальных ценностей, общекультурных и узкоспециальных знаний и навыков, которые, будучи взятыми в комплексе, могут стать уникальной основой для формирования здоровой, укорененной в славной истории предков, национальной идеи для новых поколений белорусов.

Явление белорусской шляхты как результата многовековой эволюции общества, несет в себе уникальный набор явно позитивных черт. Именно шляхетская среда породила такие, издревле близкие некогда литвину, а теперь белорусу, понятия, как «шляхетская демократия», равенство людей вне зависимости от богатства и родовитости, верховенство закона, святая обязанность защищать родную землю, свобода личности, религиозная терпимость, культурная толерантность, самоценность образования и многие другие, ставшие основой мировоззрения наших предков на многие века и воспринимаемые ныне в качестве базовых основ всей европейской культуры.

На протяжении многих столетий шляхтич вне зависимости от уровня материального богатства являлся образцом образованности, культурности, жертвенности. Морально-психологическая устойчивость и сила духа, музыкальность и воинское искусство, владение иностранными языками и изящным словом, тяга к познанию и путешествиям в поисках лучших образцов для подражания, предпринимательская жилка, искреннее восприятие евангельской истины «кто не работает, тот да не ест» и многие другие стали визитной карточкой нашего шляхетства в прошлые века.

Подтверждением данного утверждения может стать даже самый краткий перечень выдающихся представителей белорусской нации, известных по сей день далеко за пределами страны и являвшихся представителями именно шляхетского сословия.

  1. Лев Сапега, дипломат, мыслитель, юрист, государственный и военный деятель.
  2. Михаил Казимир Огинский, военачальник, политический деятель, литератор, драматург, композитор, музыкант-виртуоз.
  3. Тадеуш Костюшко, национальный герой Беларуси, Америки и Польши, руководитель национально-освободительного восстания 1794 года на территории современной Беларуси и Польши.
  4. Игнат Домейко, знаменитый геолог, путешественник, исследователь с мировым именем, национальный герой Чили, участник национально-освободительного восстания 1831-го года.
  5. Иван (Ян) Черский, крупный ученый-географ, геолог, знаменитый исследователь Сибири, именем которого назван целый ряд географических объектов.
  6. Николай Судзиловский, этнограф, географ, химик, биолог, врач-генетик, революционер-народник, первый президент сената Гавайских островов.
  7. Софья Ковалевская, первая в мире женщина-профессор. Труды Ковалевской посвящены математическому анализу, механике, астрономии.
  8. Наполеон Орда, художник, путешественник, композитор, педагог, участник национально-освободительного восстания 1831 года. 200-летие со дня рождения Н. Орды включено в календарь памятных дат ЮНЕСКО.
  9. Иван Хруцкий, выдающийся художник, живописец, мастер натюрморта и портрета. 200-летие со дня рождения Ивана Хруцкого включено в календарь памятных дат ЮНЕСКО.
  10. Винцент Дунин-Марцинкевич, писатель, основатель новой белорусской литературы и драматургии, актер, публицист. 200-летие со дня рождения В. Дунина-Марцинкевича включено в календарь памятных дат ЮНЕСКО.
  11. Михаил Клеофас Огинский, дипломат, политический деятель, участник восстания под руководством Костюшко, музыкант и композитор. 250-летие со дня рождения М. К. Огинского включено в календарь памятных дат ЮНЕСКО.
  12. Евфросиния Полоцкая, христианская святая, просветительница, филантроп.
  13. Иван Луцевич (Янка Купала), поэт, драматург, публицист, переводчик, общественный деятель, духовный лидер белорусского национального возрождения начала XIX века.
  14. Вацлав Ластовкий, писатель, историк, литературовед, публицист и политический деятель, один из начинателей национального возрождения, академик Белорусской академии наук.
  15. Винцент-Константин Калиновский, политический деятель, публицист, поэт, один из руководителей восстания 1863-1864 годов на территории Беларуси и Литвы.
  16. Константин Острожский, выдающийся военачальник, меценат, фундатор.
  17. Николай Радзивилл (Черный), государственный и религиозный деятель, дипломат, полководец, издатель.
  18. Лаврентий Зизаний, педагог, лингвист, литератор, богослов, переводчик, полемист.
  19. Іван Фёдоров, книгоиздатель, просветитель, основатель книгопечатания в России и Украине.
  20. Мартин Почобут-Одляницкий — просветитель, астроном, математик, доктор философии и теологии, член-корреспондент Парижской академии наук и Французского народного института, член Лондонского Королевского, Варшавского и других научных обществ. Ректор Главной виленской школы.
  21. Франтишка Урсула Радзивилл — первая белорусская женщина-писатель и драматург, одна из создательниц и руководителей театра в Несвиже.
  22. Якуб Ясинский – военный и политический деятель, один из руководителей восстания 1794 года под руководством Т. Костюшки.
  23. Адам Мицкевич, поэт-романтик, мистик, публицист, политический деятель.
  24. Ян Борщевский, мыслитель, писатель, издатель, один из начинателей новой белорусской литературы.
  25. Владислав Сырокомля, поэт, краевед, историк литературы, переводчик.
  26. Станислав Монюшко, белорусский и польский композитор, органист, педагог, дирижер.
  27. Николай Пржевальский, путешественник, географ, исследователь Центральной Азии, просветитель, почетный член Петербургской Академии наук, генерал-майор.
  28. Евстафий Тышкевич, основатель беларуской научной археологии, Виленской Археологической комиссии, Виленского Археологического Музея, член Датского королевского общества древностей, член-кореспондент Стокгольмской королевской академии изобразительного искусства, истории и древностей, почетный член Санкт-Петербургской академии наук, Лондонского археологического института.
  29. Франтишек Богушевич, общественный деятель, поэт, прозаик, публицист, переводчик, один из начинателей новой белорусской литературы.
  30. Игнат Буйницкий, белорусский актёр, режиссёр, театральный деятель, создатель национального профессионального театра, участник литературной жизни.
  31. Язэп Дроздович, археолог, писатель, фольклорист, просветитель, художник-живописец, график, иллюстратор, портретист, театральный декоратор.

Резюмируя вышесказанное, необходимо признать, что глубокое изучение и всесторонняя популяризация старинной белорусской шляхетской культуры в современных условиях является задачей высокой целесообразности, способной эффективно содействовать решению целого ряда важнейших национальных задач, таких как:

  • патриотическое воспитание подрастающего поколения;
  • повышение уровня самосознания и национальной самооценки белорусской нации;
  • формирование более высоких нравственных стандартов, любви и уважения к собственной истории, большей ответственности за собственную жизнь человека в современном мире;
  • формирование позитивного образа Беларуси на мировом туристическом рынке;
  • содействие распространению и укреплению здорового образа жизни посредством приобщения к старинным традициям и забавам, основанным на физической активности и самодисциплине.

Решению этих и других сопутствующих задач и призван содействовать культурно-образовательный проект «Шляхецкая Спадчына Беларусі».